Совершенно очевидно, что Российская Федерация не имеет никаких шансов стать демократическим государством, и, как следствие, снизить уровень угроз странам-соседям, до тех пор, пока будет соблюдаться и поддерживаться нынешняя государственная конструкция в виде тесно интегрированных вертикалей всех ветвей власти, подчинённых узкому кругу лиц, и пока регионы, несмотря на формальное федеративное устройство, будут продолжать напрямую руководиться из центра и зависеть от него во всех политико-экономических аспектах.
При отсутствии реальной работающей выборной системы с постоянной сменяемостью представителей власти не имеет никакого смысла в долгосрочной перспективе говорить о системе коллективной безопасности на европейском континенте в частности, и во всём мире вообще. Ведь имперские амбиции россиян после поражения в "специальной военной операции" Украине никуда не денутся, не испарятся, не исчезнут сами по себе, а только будут подавлены и вытеснены на какое-то не очень продолжительное время. Снова выпустить их на свободу - вопрос времени.
В истории есть тому по меньшей мере два убедительных подтверждения. Первое относится к Германии после её поражения в Первой Мировой войне и заключения мирового соглашения на позорных для неё условиях. Буквально спустя десяток лет к власти пришли нацисты, которые умело воспользовались комплексом неполноценности немецких граждан, после чего имперские амбиции воспрянувшей от былого поражения Германии воспылали с новой силой и заиграли новыми яркими сочными красками, воплотившись в идее Третьего Рейха.
Второе подтверждение связано с распадом СССР. О "версальском синдроме" россиян начали говорить практически сразу после окончания лихих девяностых, когда переходный период от социалистического строя к новому капиталистическому закончился, на некоторое время начался экономический подъём, наступила эпоха стабильности, сытости и довольства. С ними от глубокого сна пробудилось чувство национальной важности и значимости. Повсеместно стали распространяться дискуссии об определяющей исторической роли российского народа, о необходимости вставания с колен, зазвучали лозунги "Россия - вперёд", которые, кстати, в том или ином виде были подхвачены не только представителям правящей элиты и простым народом, но и оппозиционно настроенной либеральной общественностью (мне вот интересно, осознают ли последние свою роль в укреплении путинского режима). У того же Навального после оккупации Россией украинского Крыма спросили - чей полуостров, на что нынешний "узник совести" не колеблясь ответил, что российский, и возвращать его Украине, буде придёт к власти, не собирается. Такие вот они, российские либералы-демократы.
После ухода (свержения, смерти) Путина очередной фюрер, который возглавит страну, обязательно вспомнит об историческом унижении, нанесённом российскому народу подлым и коварным Западом руками некогда братской, но отравленной ядовитой западной пропагандой Украины. Ведь по сути в стране с автократией подобные приёмы поддержания популярности фюрера - это фактически единственно стопроцентно работающее средство, других нет из-за врождённых дефектов системы институтов власти - при авторитаризме фактически отсутствует обратная связь, благодаря которой и возможно эффективное управление любой системой в открытой среде (кибернетики не дадут соврать). Под эффективностью в данном случае подразумевается знание имеющихся недостатков и своевременное адекватное реагирование на них, вместо тщательного их замалчивания или приукрашивания в глазах вышестоящего руководства.
В нынешнем виде - несменяемость центральной власти, преобладание государственного капитала в экономике - и при существующих масштабах - огромная территория с низкой плотностью (за исключением городов-миллионников) сильно дифференцированного по культуре населения - мне представляется маловероятным изменение политико-экономической системы России в сторону децентрализации. Население жаждет стабильности - именно этот аспект был определяющим в негласном договоре российского народа с властью: вы нам обеспечиваете стабильность, мы не лезем в политику. Это в свою очередь является коренной причиной того, что любая реформа, любое изменение, которое временно приведёт к ухудшению состояния рядовых людей, будет восприниматься ими во штыки, чем обязательно воспользуются консервативные силы, как это, собственно, и произошло в России времён начала двухтысячных: сначала либералы провели в девяностых ряд болезненных, но жизненно необходимых реформ, которые сопровождались экономическим спадом и снижением уровня жизни, а потом Путин сотоварищи присвоили себе плоды их труда и пожинали их добрый следующий десяток лет.
Реформировать систему намного проще частями, адаптируя законодательство каждого региона с учётом местной специфики. Однако для этого у регионов должна быть существенно большая самостоятельность в принятии решений в любой сфере государственной жизни. Мне сложно представить, чтобы новая политическая элита, которая придёт на смену Путину, захотела добровольно лишиться части властных полномочий, передав их на региональный уровень. Мало того, что она сама не пожелает, скорей всего ей могут не позволить это сделать - повторюсь, имперские амбиции россиян никуда не денутся, а, следовательно, в итоге найдётся политическая сила, готовая им потакать и удовлетворять их.
Учитывая изложенное, Россия обязательно должна быть разделена на отдельные суверенные государства. Такое деление может осуществляться по границам нынешних административных единиц, или по этнонациональным признакам местного населения. Выиграют от такого процесса многие: это и российские граждане, в первую очередь, конечно, экономически развитых регионов (хотя и отсталые регионы получат больший стимул к развитию, что должно в итоге привести к более высокому уровню жизни местного населения), и страны-соседи - необходимость опасаться за свой суверенитет будет значительно меньше, чем имея под боком плохо предсказуемую и весьма агрессивную недоимперию, рьяно стремящуюся, однако, к былому величию.
Проблема фрагментации российского ядерного оружия, нельзя о ней забывать, коль мы рассуждаем об улучшении системы коллективной безопасности, думаю, решаема - развитые страны Запада должны в обмен на разоружение предложить государству-владельцу весомую экономическую плюшку взамен, плюс гарантии безопасности, само собой.
У человечества есть куда более важные задачи, чем разбираться с больными неудовлетворёнными амбициями очередного фюрера-параноика.