Трамп, Брексит, Ле Пен, Орбан, Путин, Ляшко, Тимошенко, национализм, изоляционизм, популизм - все эти явления свидетельствуют о погружении мира в эпоху жлобства и мракобесия, используя терминологию российского публициста Александра Невзорова. Народ, тот самый, дремучий и невежественный, не способный внимательно прочитать несколько страниц текста депозитного договора (за что теперь должна расплачиваться почему-то вся страна), встаёт с колен, подымает голову и в полный рост громогласно заявляет о себе, выбирая близких по духу вождей. Демократия? О да, она самая, в самом непосредственном своём проявлении. Некоторые блоггеры возмущаются возмущением американских избирателей, голосовавших за Клинтон и проигравших. Дескать, это ж демократия, а чего вы хотели, и чем теперь недовольны? По Интернету гуляют сопровождаемые язвительными комментариями фотки и видеоролики, где сторонники Клинтон или сжигают американский флаг, или избивают электорат из противоположного лагеря, или публично занимаются дефекацией на портрет Трампа. Иммиграционный сайт Канады падает от наплыва потенциальных беженцев. Вот она, ваша хвалёная демократия, - саркастически отзываются одни. Да здравствует демократия, - бурно ликуют другие.
Говорят, современная американская выборная система, когда за Президента голосует не народ, а представители - наиболее уважаемые члены общества - призвана защищать страну от охлократии (демократии в наиболее крайнем её проявлении). Оказалось, когда толпа становится большой, оградиться от неё невозможно: ни с помощью изощрённой, но морально устаревшей системы голосования, ни с помощью возомнивших себя всемогущими средств массовой информации. Чем ближе кандидат к народу, чем больше он старается походить на народ, тем больше шансов у него победить при условии, что у народа, что называется, накипело. Это предположение справедливо не только по отношению к Америке. Оно работает везде, по всему миру: в Британии, Венгрии, Польше, Украине, России, Филиппинах, Франции.
Отсюда актуальнейший для текущей повестки дня вопрос. Что лучше: власть неотёсанных простолюдинов с волосатыми, плешивыми (нужное подчеркнуть) альфа-самцами во главе или же так называемой аристократии, утончённой интеллигенции и прочих представителей голубых кровей? Куда и как дальше развиваться?
Чтобы найти ответ, давайте сначала рассмотрим некоторые утверждения.
Во-первых, следует признать, что ни о каком равенстве среди людей, как бы того ни хотели многие идеалисты, речи быть не может. Все мы очень разные, и деятельность того или иного индивида не одинаково полезна для выживания вида. Поэтому кто-то вынужден довольствоваться малым, а кто-то при этом может невозбранно купаться в шампанском.
Во-вторых. Каким бы незначительным был вклад отдельных особей в общественно-полезную деятельность, последние должны быть обеспечены всем необходимым для хотя бы сносного уровня жизни. Мы уже достигли такой стадиии, когда едой, жильём, минимальным образованием, медициной можно снабдить всех и каждого. Древняя мудрость "хлеба и зрелищ" актуальна и сегодня. И забывать о ней, как показывает исторический опыт, опасно.
В-третьих. Авторитарные общества как правило неэффективны ввиду слабой обратной связи между поводырями и простым людом. Когда связи нет, накапливается социальное напряжение, находящее выход в мятежах, забастовках, майданах и прочих революциях, сопровождаемых кучами трупов далеко не всегда худших представителей вида.
В-четвёртых. На передний план выходят интеллектуальные способности человека - гляньте на капитализацию технологических фирм.
В-пятых. Психология, нейробиология, математика, алгоритмизация не стоят на месте, а движутся гигантскими шагами вперёд к открытию загадки человеческого разума.
Таким образом факторов, требующих учёта, много. Как же свести всё воедино, и предложить новый способ организации общественной жизни, но такой, где бы преобладали здравый смысл и сухой расчёт, а не звериные инстинкты и необузданные эмоции?
Есть такая аббревиатура АСУ. Расшифровывается как автоматизированная система управления. Представляет из себя программно-аппаратный комплекс для автоматизации какого-нибудь одного или нескольких производственных процессов предприятия. В последнее время, однако, масштабы внедрения подобных систем разрастаются и охватывают уже не одного хозяйствующего субъекта, а множество. Взять ту же систему платежей. Разве можно без неё представить себе современную жизнь? Некоторые пророчат полное вырождение банковской сферы в связи с бурным развитием технологий. Наверняка ведь многие слышали о криптовалютах, где участие человека при переходе денег из одного кармана в другой сведено к минимуму. Всё, что нужно - иметь компьютер с доступом к Интернету и знать электронный адрес получателя. Дошло до таких профессий, как водитель, врач-диагност, юрист-консультант, ранее практически не поддававшиеся автоматизации. Объяснение банально: продвинутое программное обеспечение плюс мощное "железо" - плод многолетних научных исследований и труд сотен инженеров - справляются лучше, потому что не зависят от физиологических процессов, погоды, чьего-то мнения, внимательны к мелочам и не подвержены усталости и коррупции.
Можно ли, глядя на эти тенденции, предположить, что когда-нибудь высокоинтеллектуальные системы заменят нам многие, если не все, органы власти, начиная от судов с прокуратурой и заканчивая законодателей? Почему бы и нет. Очевидно, процесс не будет быстрым и лёгким: люди - существа консервативно-инертные, пугливые, мнительные. Сопротивление, неприятие, жесточайшая критика, бунт против машин - всё это человечество проходило неоднократно. Не забудем и о морально-этических проблемах, кои учитывать при автоматизации, глядя на мытарства создателей автопилотов для машин, отнюдь не тривиальная задача. Но получаемые плюшки от внедрения подобного рода инноваций раньше или позже перевесят широко распространённый метод тыкания пальцем в небо. Чем дальше, тем накопленных знаний, на основании которых можно принимать взвешенные решения, будет больше, алгоритмы всё изощрённей, аппаратное обеспечение всё быстрей. Ожидается, что компьютерная мощь примерно к 2050 году превзойдёт человеческие способности. Киньте камнем в того, кто сказал, что эволюция остановилась. И нет никаких других причин, кроме иррациональных страхов оказаться в рабстве, чтобы не передать большинство процессов по управлению государством разумным машинам. Сегодня подобные утверждения звучат жутковато, особенно на фоне художественных произведений соответствующей тематики. Но люди ко всему привыкают.
Это всё в далёком будущем. А сейчас то что? Современная система показала свою недостаточную устойчивость к глупости, её надо менять. Как?
Люди выдумали уже много способов изоляции дураков. Это и представительная система выборов, как в США, и высокий финансовый порог вхождения в политику, как в любой другой демократической стране, и благородное происхождение, как при аристократии и монархии. Все эти меры худо-бедно работают, но, как показывает история, катастрофические сбои всё-таки случаются. Пора добавить в этот арсенал что-то более современное и технологичное. Что?
Хорошо бы перед очередным голосованием тестировать умственные способности избирателя, предлагая последнему решить какие-то задачи, позволяющие с высокой достоверностью определить, что человек находится в здравом уме и при памяти. Если избиратель набирает достаточное количество баллов, его голос засчитывается, в противном случае - игнорируется. При этом, чтобы не оскорблять голосующего, совершенно не обязательно сообщать ему о результатах тестирования. Вероятно, аналогичные тесты, но посложнее и более разносторонние, могут предлагаться и кандидатам на ту или иную выборную должность. Разумеется, система должна быть полностью автоматизированной, основана на случайном генерировании адекватных по сложности задач и абсолютно анонимной или криптозащищённой. Дополнительный плюс - сведение вероятности подкупа электората к минимуму. Ведь заранее будет совершенно невозможно определить, пройдёт тот или иной избиратель тестирование, и, соответственно, будет ли учтён его голос.
При современном уровне развития технологий такой подход не кажется ни неосуществимым, ни дорогим в исполнении. Однако в нём присутствуют как минимум два подводных камня.
Первая проблема. Как оценивать адекватность задач цели изоляции общества от дураков? Вполне возможно, что наука не достигла ещё тех высот, чтобы давать объективные характеристики человеческому интеллекту. Кроме того, чтобы понять, сколько людей будет отсечено, неплохо бы провести какое-то предварительное исследование. Как бы не оказалось, что на выборах в итоге вообще голосовать будет некому.
Другое узкое место - потенциальное увеличение рисков возрастания социальной напряжённости. Возможно ли, что избранное без учёта влияния дураков правительство не будет идти у них на поводу при формировании тех или иных решений? К чему это может привести в итоге?
Тем не менее, аналогичный подход применяется при приёме на работу в ведущие технологические компании мира, и, как видим, даёт неплохие плоды, хотя, конечно, многоуровневые интервью - это не совсем то же самое, что решить несколько задачек. Но если корпорации следуют подобному принципу, почему в политике, гораздо более ответственной сфере человеческой деятельности, должно быть иначе?