28 февраля 2022 г.

Война

 Первый день застал, наверное, всех врасплох, несмотря на неоднократные предупреждения иностранных разведок о том, что нападение может случиться со дня на день. Мало кто верил всерьёз, что Путин решится идти до конца. Но он решился.

На работе собрали срочное совещание. Объявили, что если кто-то хочет переехать в более безопасное место или кому-то надо решать срочные дела по обеспечению безопасности себя и своих близких, такое время будет засчитано как рабочее.

Накричал на жену. Она никак не хотела верить, что началась настоящая война с "братским народом".

Сначала мелькнула мысль уехать. Но потом позвонил друг, сказал, что машины из города не выпускают, даже Новую почту (крупная логистическая компания). На поезд ближайшие свободные билеты доступны аж через неделю. Передумал ехать.

Когда-то читал, как люди выживали в военное время в городских условиях в Югославии. Вода, еда, мусорные пакеты, одноразовая посуда, лекарства, наличность - это то, чем надо запасаться в первую очередь. Набрали воды во все имеющиеся ёмкости. Перестали работать служби доставки, типа испанской Glovo и нашей Ракеты. Макдональдс закрылся. Раз еда не идёт к Магомету, пришлось идти самому за ней.  Обошёл близлежащие магазинчики - в АТБ (всеукраинская сеть продуктовых магазинов), мне сказали, выгребли всё, причём где-то к восьми-девяти утра. Многие требовали только наличку, ссылаясь на то, что "терминал не работает". Некоторые, правда, соглашались на перевод на карту. Купил пару пачек вермишели, несколько консерв, сгущёнку, воду. Выстоял очередь в два банкомата - деньги заканчивались быстрее, чем доходило до меня. В зоомагазине купил консервы и поводок для кошки, который потом успешно где-то потерял, за что получил нагоняй от жены.

Зашёл на базар. Спросил цену на картошку. 12 гривен за килограмм при покупке оптом. Но продавец не захотел даже за отдельную плату помочь подвезти 100 килограммов до дома. По безналу тоже продавать не хотел, только за нал, но у меня его ещё не было.

В аптеки большие очереди. Однако я к тому времени выдохся, стоять было откровенно облом, направился домой.

Оказалось, работает одно из двух находящихся рядом отделений Приватбанка. Снял деньги там, давали по 3000 гривен (примерно 100 долларов) на руки. Отправил и жену за ними. Наступил вечер, базар закрылся, картошку купить не удалось. Ладно, прорвёмся, подумал.

Следующий день прошёл как-то незаметно. По большей части работал. Надо было съездить в офис. Uber ожидаемо не работал. Воспользовался Уклоном. Цена на поездку не выросла. Таксист сказал, что сегодня я у него первый клиент (а было уже около десяти часов утра, таксист начал работать в восемь).

Ввели более жёсткий комендантский час (с восьми вечера до шести утра).  Кто-то сказал, что ночами лучше по городу не шариться, даже с документами. Народ нынче очень нервный, могут пришить.

Суббота. Ещё раз сходили за водой и продуктами. В АТБ уже подвезли новые, однако не больше двух пачек крупы в руки. В Сельпо, как выяснила потом жена, таких ограничений не было. Там же, в Сильпо, оказалось, можно обналичить деньги (до 6000 гривен за раз).

Ближе к вечеру собрались с друзьями думу думать, что делать дальше. У одного из них есть гараж с погребом, как раз у моего дома. Решили запастись водой и едой, хотя бы по минимуму. Поскольку у друзей с деньгами явный напряг, все эти заботы легли на меня.

Воскресенье. Взял сына, сумку-кравчучку (такие были популярны в девяностые годы, это сумка на колёсах), деньги, пошли на базар. Картошка у того же продавца была уже по 20 гривен за килограмм. На мой вопрос "What the fuck?" мне объяснили, что вся картошка поставляется из Херсонской области, а там сейчас очень и очень горячо. Дефицит то есть. А раз так, почему бы не нажиться. Я не особо удивился, такое творится во все времена во всех странах, почему Украина должна быть исключением. Молча согласился. Пришлось сделать две ходки - в кравчучку больше 25 килограммов никак не влазило, а тащить на себе ещё 25-килограммовый грязный мешок как-то не хотелось. Едой запаслись, хотя и не в том количестве, как я собирался.

С вечера начала выть сирена - воздушная тревога, все в убежище. Но у нас пока тихо, поэтому мы никуда не бегали, хотя на душе и тревожно.

Прочитал новость: якобы у агрессора осталось боеприпасов всего на несколько дней из-за российской (то есть, херовой и непродуманной, как и большинство вещей, сделанных в России) логистики. Затеплилась надежда, что наши справятся, выстоят натиск орды. Особенно, когда за плечами стоят США, Великобритания и ЕС, который, хоть и со скрипом, очень нехотя, но всё-таки решился помогать, глядя, как украинцы жизни свои кладут за европейские ценности. До европейцев, как до жирафа на третьи сутки, наконец-то дошло, что мы - свои, мы - европейская страна, а не пророссийская вотчина, как считалось до сих пор.