13 декабря 2010 г.

Воришки

На днях прочитал очередную главу из книги Дэна Ариэли "Предсказуемая иррациональность". В ней рассказывалось о том, что люди, как правило, гораздо честней себя ведут, если имеют дело с наличными деньгами. Например, человеку куда проще утащить с работы ручку, чем из открытой кассы пять гривень, которые эта ручка может стоить. Далее автор приводит примеры, когда некоторые компании обманывают своих клиентов. А всё потому, что о наличных деньгах речь не идёт. Так, в частности, одна авиакомпания обещала скидку на полёты тем клиентам, которые наберут определённое количество миль. И вот один человек набрал 25000 миль и захотел очередной полёт совершить бесплатно. Но каково же было его разочарование, когда ему сказали, что в настоящее время свободных мест нет (хотя на самом деле, как потом выяснилось, они конечно же были). А вот если бы он набрал 50000 миль, тогда мог бы надеяться на бесплатный полёт.

Читая эту главу я вспомнил о двух наших компаниях, продающих бензин на автозаправках. Они подобно авиакомпании из книги объявили акцию. В обмен на приобретаемые литры бензина вам начисляются баллы. Потом вы эти баллы якобы можете обменять на товары из каталога, согласно стоимости этих товаров в баллах. Ну я, поверив условиям акции, принялся копить баллы и заправляться только в одной из этих компаний. К счастью, мне не доставляло это особых неудобств. Набрав достаточное для покупки бутылки минеральной воды количество баллов, я предъявил накопительную карточку в одном из магазинов фирмы. Но получил в ответ не воду, а сказку о том, что, дескать, прямо сейчас в магазине отсутствуют товары, которые подпадают под условие действия акции. Несмотря на то, что на витрине красовалась выбранная мною минералка. В первом магазине я поверил продавцу. Но то же самое повторилось во втором и третьем магазинах. То есть, ни один из встреченных мною магазинов не имел возможности снабдить меня акционным товаром. На сём я закончил эксперимент и теперь покупал бензин там, где мне было удобно. Компания, объявившая акцию, продаёт бензин под маркой "OKKO".

Эта компания оказалась не одинокой, а приём, использованный ею, довольно популярным. Мой сослуживец столкнулся с тем же самым, но уже в другой компании, вроде бы, более солидной, однако не гнушавшейся прибегать к подобного рода грязненьким приёмчикам. Знакомый накопил баллов куда больше меня - их должно было хватить на покупку 5-литровой банки стеклоочистителя. Но магазин компании также отказался продавать его под предлогом отсутствия акционного товара в наличии. Эта компания продаёт бензин под маркой "Shell".

Единственное, что, может быть, частично компенсирует подобного рода маркетинговые ходы - это хорошее качество бензина, продаваемого под этими торговыми марками. Однако доверие лично у меня к этим двум фирмам серьёзно подуменьшилось. Сегодня акционный товар зажимаем, а завтра, глядишь, воду начнём подмешивать.

На каком-то форуме когда-то подсмотрел дельный совет на тему сокращения риска залить некачественный бензин. Надо просто следить за тем, чтобы уровень бензина в баке не опускался ниже половины. Как только этот уровень достигнут, надо ехать заправляться на какую-нибудь другую заправку. Таким образом, если вам попадётся плохой бензин, то он, по крайней мере, будет разбавлен наполовину хорошим.

Комментариев нет:

Отправить комментарий